АБУ АЛИ АЛ-ХУСАЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН СИНА

Достижения

Биография

Творчество Ибн Сины

Ибн Сина оставил огромное наследие: многотомный "Канон врачебной науки", книги по логике, физике, математике и другим наукам.
По данным ученых Ибн Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240.На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины

Творчество Ибн Сины имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Наряду с многочисленными стихами философского и лирического содержания дошли до нас и девять его поэм - урджузы, причем восемь из них посвящены медицине.
Изучая арабскую литературу, Ибн Сина глубоко познакомился с классиками арабской поэзии, что сыграло немаловажную роль в формировании его как поэта. Сначала он писал небольшие стихотворения, а позже касыды и поэмы. Таким способом он пропагандировал науку среди народа.
Как свидетельствует Абу Рейхан Беруни, в древности научные труды писались в стихотворной форме. Только эти книги пользовались популярностью, их передавали из поколения в поколение. У арабов многие книги даже по грамматике были написаны также в стихах и использовались в качестве учебных пособий в медресе.
Творческое наследие Ибн Сины характеризует его как неутомимого борца за разум, свободомыслие. Его жизнь, настроение и горести, протест против невежества, и несправедливости нашли яркое отражение в поэтических произведениях.
В своем творчестве он использовал стихотворный стиль и для распространения знаний среди населения. Особенно увлекался Ибн Сина логикой, которой посвятил много книг и написал поэму. В поэме есть ссылка
, что она написана по просьбе везира хорезм-шаха ас-Сахли в Гургандже (Хорезме), чтобы логика прочно укрепилась в памяти людей. Поэма состоит из 297 бейтов (двустиший), где автор дает определение науке и многим терминам: категории, силлогизму, аналогии, диалектике, риторике, софистике и т. д. Эту поэму, как и поэму о медицине, он написал в молодые годы.
Ибн Сина хотел, чтобы наука врачевания широко популяризировалась среди народа.
Урджуза (Ал-урджуза фи-т-тибб)
- поэма о медицине, одна рукопись которой хранится в фондах Института востоковедения Академии наук УзССР в Ташкенте, самая крупная как по содержанию, так и по охвату материала, стоит на втором месте после "Канона врачебной науки". Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114-1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках.
Поэма состоит из 2652 строк.
Другие поэмы освещают темы о четырех сезонах года, о гигиене, об анатомии и т. д. Поэмы созданы на арабском языке, сохранились до наших дней и свидетельствуют об огромном поэтическом даровании Ибн Сины.
Ибн Сина писал и прозаические литературно-философские произведения. Многие из них известны нам -"Трактат о птице", "Живой, сын Бодрствующего",
"Саламан и Ибсал", "Повесть о Юсуфе", а также труд по литературоведению "Об искусстве поэзии".
В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д. Ибн Сина больше уделяет внимания предотвращению болезни, чем ее лечению. Это очень важно и сейчас. Поэтому его произведение о медицине можно назвать гимном здравоохранению.
Стихи много раз издавались, но урджуза -"Поэма о медицине" в стихотворной форме на русском языке широко не известна..
"Канон"... Шесть огромных книг в современном издании. Более 200 печатных листов. Более пяти тысяч страниц большого формата. Океан знаний. Памятник человечеству, которое на протяжение тысяч и тысяч лет овладевало наукой врачевания...
Кто-то должен был критически все просмотреть отобрать, очистить от мистики, проверить опытом, дополнить знаниями своего века и обобщить.
Это сделал Ибн Сина. До него медицина выглядела неприглядно, как храм, в основание которого поставили вавилонский зиккурат, на него установили греческие коллоны и накрыли все это сверху китайской крышей с загнутыми краями.
"
Канон" - это светлая, пронизанная глубокой чистотой живая вода медицины.
До XVIII века
главнейшие университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии и других стран изучали "Канон" 600 лет, так как первый перевод с арабского на латынь сделал Герард из Кремоны в XII веке (по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание "Канона" вышло в 1473 году. В 1476 и 1479 годах он издавался в Падуе. В 1482 и 1500 - в Венеции. В 1543 - в Риме, в типографии Медичи, на арабском, а в 1593 - на французском языке. Всего около 40 полных изданий к XVII веку. С этим могла соперничать только Библия.
Киев, Новгород, Москва познакомились с "Овсиньевой мудростью" в XV веке.
Перекладывает Ибн Сина, живя у рыбаков в Дихистане, записи, сделанные еще в Бухарском книгохранилище, где на столе у него был весь мир. Вот Чарака - индиец I века. Никогда больше потом Ибн Сина не встречал эту его книгу. И ни один мусульманин после Ибн Сины не цитировал ее. И в Индии она не сохранилась. Осталось лишь то, что ввел Ибн Сина в "Канон". Вот какими богатствами было наполнено Бухарское книгохранилище XI века!
ИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА... Она дала человечеству первое классическое описание воспаления, переходящего в гангрену, главного врага всех рассечений человеческого тела. Индийские врачи первыми догадались в связи сэтим кипятить инструменты перед операцией в разовом масле. И более двух тысяч лет человечество пользовалось этим способом;. Первая золотая крупинка, которую Ибн Сина берет в "Канон".
Уникальны знания "Аюрведы", куда, кроме книги Чараки, входят еще книги Атрейна и Сушрутя, IX век до н. э. В них описание более 150 болезней; - хирургия; камнесечения, глазных операций; ампутации конечностей, рассечения и прижигания прямой кишки, иссечения опухолей с обязательной затем обработкой их мышьяковой мазью (чтобы опухоли больше не росли), заливание ран кипящей жидкостью. Индия дала человечеству более двухсот хирургических инструментов.
Гениально и ее учение о четырех соках: крови, желчи, черной желчи и слизи. В их гармоническом сочетании, считали индусы, источник здоровья, при перевесе того или иного сока - болезнь. Учение оказало огромное влияние на медицину всех народов и времен. Наиболее полно оно изложено у Сушруты, IX век до н. э.

Творческое наследие

Творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, получившего широкую известность в Европе под именем Авиценны, огромно. Труды Ибн Сины принадлежат к числу выдающихся творений, обогативших сокровищницу мировой культуры

В Бухаре еще и сейчас можно услышать о нем поучительные легенды. В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определенной последовательности. Вскоре Ибн Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось все более юным и свежим. Когда же осталось применить содержимое последнего сосуда с лекарством, тело Ибн Сины напоминало прекрасного, сияющего юношу - казалось, готового проснуться и заговорить. Это глубоко потрясло ученика. И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Сосуд выскользнул из его рук и разбился... В этой поэтической легенде выражена вера в могущество знаний Ибн Сины, обрисованы черты, свойственные ему как ученому; о них свидетельствуют и его автобиография, и многочисленные труды. Это - пытливость и упорство в преодолении стоящих перед ним препятствий, стремление разгадать тайны природы, овладеть знанием ее законов, чтобы победить недуги, сделать все для облегчения участи людей. Эти присущие Ибн Сипе черты хорошо выражены в одном из его четверостиший (рубаи), которое перекликается с приведенной легендой:

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.


Работоспособность Ибн Сины была исключительной. "В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем возрасте, - я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в мое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько,
насколько это вообще доступно человеку". В числе этих наук была и медицина, которой Ибн Сина посвятил затем 16 из своих многочисленных (всего около 300) сочинений.

В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубан, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная "Китаб аш-шифа" ("Книга исцеления") и пятитомный "Аль-Канун фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки"), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада. В своих естественнонаучных и медицинских трудах Ибн Сина развивает учения выдающихся представителей древней медицины (Гиппократа, Галена и др.), а также обобщает результаты своих исследований и наблюдений. При этом и для изложения научных вопросов Ибн Сина иногда прибегает к стихам. Так, его труд "Урджуза фи-т-тибб", в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший.

У Ибн Сины есть также труды, посвященные вопросам музыки. Широкую известность имеет рассказ, будто именно Ибн Сина совместно с Насир-и Хосровом изобрел распространенный в Средней Азии струнный смычковый инструмент - гиджак.

Об Ибн Сине создано немало рассказов, где его жизнь представлена в фантастическом плане. О нем упоминает в "Божественной комедии" Данте; в комедии "Валенсианские безумцы" - Лопе де Вега, знаменитый испанский драматург. В августе 1952 г. по призыву Всемирного Совета Мира отмечалось тысячелетие со дня рождения Ибн Сины.



Произведения

Книги

Сообщество

Форум

Гостевая книга

 

 

Филосовские взгляды

В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама. В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.

В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую
целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.


Разрабатывал его Гиппократ в IV веке до н. э.
"АВЕСТА" - древняя книга азиатских народов, - первое обобщение их знаний о мире. Есть здесь и знания по медицине, которые Ибн Сина внимательно изучает. Вот учение о трех видах сосудов, несущих черную кровь, алую и не несущую ничего
. "Нервные столбы?" - думает Ибн Сина.
"Авеста" предлагает три вида лечения: травами, ножом и словом.
КИТАЙ... Конкретно с китайской медициной Ибн Сина, наверное, не мог быть знаком. Но ее знания - в медицине Индии и других народов. Широко известны операции китайских врачей с применением, как бы мы сейчас сказали, наркоза. Их делал еще Бянь Цюэ в VI веке до н. э. А знаменитое учение о пульсе!
Ван Шу-хэ, III век, написал 10 томов об этой величайшей тайне человеческого организма.
Учение о диагностике с помощью осмотра тела, ощупывания, исследований пульса, кала и мочи - Сун-Сы, VII век.
Иглотерапия - учение, которому более нескольких тысяч лет. Построено на единстве противоположностей - ян и инь, определяет 14 меридианов (каналов) у человека, шесть располагаются на внутренней поверхности тела; на них лечебные точки; инь каналы идут вниз, ян - вверх; закрутишь иглу по часовой стрелке - затормозишь процесс, против - возбудишь.
ГРЕЦИЯ... Опыт Книдской, Кносской, Сицилийско-Кротонской школ.
Знания их обобщены в Гиппократовском сборнике. - конгломерате разных авторов разных времен.
Гиппократ ценен для Иба Сины хирургией, стремлением к установлению общего диагноза, Принципом лечения противоположным, а также лечением язв, ран, свищей. Изучает Ибн Сина и все виды повязок: круговые, спиральные, восходящие и так называемую "ромбовидную шапку Гиниократа". Особенно заинтересовало Ибн Сину учение Гиппократа о формировании человека внешней средой, о природном происхождении психических складов людей, о единстве природы и человека. "Люблю Гиппократа, - подвел итог Ибн Сина,- но надо все проверить".
РИМ. ГАЛЕН... За 900 лет до Ибн Сины он подарил миру анатомию, которая служила человечеству и в эпоху Возрождения. Сколько записей по Галену! Всю жизнь Ибн Сина возил с собой его книгу. Она сохранилась. Находится во французской национальной библиотеке. На полях рукою Ибн Сины написано: "Фи хауз ал-факир Хусайн ибн Абдуллах ибн Сина ал мутатаббиб" - "Стала принадлежностью бедного Хусайна ибн Абдуллаха ибн Сины, считающего себя врачом".
Пока это единственный автограф Ибн Сины, - то есть запись, сделанная непосредственно его рукой.
ЦЕЛЬС. Ибн Сина склоняет голову перед его гениальной хирургией. Подолгу изучает операция чревосечения, трепанация черепа, а также обработку ран, швы брюшной полости.
Восемь книг Цельса - энциклопедия медицинских знаний его века.
ВИЗАНТИЯ... Десять кииг Орибазия, IV век, где впервые говорится о лечении минеральными водами. Ибн Сина тщательно продумывает этот опыт, вводит его в "Канон".
Знаменитая хирургия Павла Эгейского VII век. Иба Сина называет его в "Каноне" просто Павел, любя его.
закисают».
ГУНДЕШАПУРСКАЯ школа... Основана в VI веке иранским шахом Хосрввом Анушнрваном, мать которого была тюркютка, дочь Истеми. Школа обобщила греко-римскую и индийскую медицину, углубила знания фармакологии. Сабур ибн Сабир написал 22 тома по токсикологии (тераияя отравления). "Книгу бесед о медицине между врачом аль-Харисом и царем Хосровом Ануширваном" Ибн Сина прочел еще в Саманидском книгохранилище. Изучил опыт знаменитой династия врачей Бохтишу, опыт аль-Хариса - врача арабов, лечившего самого пророка Мухаммада.
А книги Ибн Исхака по глазным болезням, которые покупали буквально на вес золота! Все изучено Ибн Синой...
БАГДАДСКАЯ ШКОЛА... Знания врачей Табари,
Рази, написавшего 20 томов "Всеобщей книги по медицине", Сабита ибн Курры, Ибн Аббасса, Косты ибн Луки - отца эксперимента. Его критическое отношение к авторитету древних восхитило Ибн Сину.
Почему Ибн Сину можно отнести к гениям медицинской науки?
Ибн Сина первый в истории медицины дал точное классическое описание менингита. Американский невропатолог Кэмпстон сказал: "Вряд ли в наше время к этому описанию можно прибавить что-нибудь новое".
Ибн Сина первый в истории медицины дал полное и точное описание
плеврита, воспаления легких, астмы, туберкулеза, выделив их из других легочных болезней. Указал на заразительность чахотки. Описание картины, туберкулеза у Ибн Сины так точно, что даже появление рентгена не внесло в него изменений.
Без изменении перечисляет ,А. Щтримпель, известный немецкий терапевт, все авиценновские признаки плеврита в своем. "Руководстве внутренних болезней", выдержавшем 25 изданий.

-Ибн Сина первым указал на роль нервной системы в, патогенезе бронхиальной астмы. Она возникает, пишет
Ибн Сина, от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного мозга и головного мозга. К такому же выводу недавно пришла и современная медицина.
Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся
в Европе до XIX века самой загадочной - бешенства. Только в 1804 году Цинке экспериментально доказал заразительность слюны больного. Ибн Сина же еще в XI веке, когда не было микроскопов и лабораторий, написал: "Если больной укусит кого-нибудь в разгар болезни, то с укушенным происходит то же самое, что произошло с больным. Остатки его воды и еды делают то же самое и с теми, кто их употребил". Одним из лучших лекарств .от бешенства Ибн Сина считал питье, приготовленное из печени бешеной собаки. Лишь через много столетий это получило подтверждение, - прививка!.
Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание.
Ибн Сина первый в истории медицины "применил при лечении сифилиса ртуть".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz